Менеджмент: что это за профессия?

Менеджмент: что это за профессия?
На сайтах вакансий можно увидеть десятки объявлений, авторы которых ищут менеджеров. Потенциальные работодатели зовут на работу менеджеров по продажам, управлению персоналом, логистике, закупкам и так далее. Кто же такой менеджер, и что это за профессия — менеджмент?
 
Менеджмент: что это за профессия?
Что это за профессия — менеджер?

Слово менеджмент пришло в русский язык из английского. Английское managementзначит управление. Обычно термин употребляется для обозначения практической управленческой деятельности. Менеджментом называют управление организациями, проектами и процессами на разных уровнях: от политического или делового руководства на уровне начальников высшего звена до администрирования небольших подразделений или отдельных бизнес процессов. 

Например, председатель правления коммерческого банка — это топ-менеджер, который руководит финансовой организацией. А менеджер по потребительскому кредитования этого же банка — это по сути рядовой специалист, который управляет отдельным бизнес-процессом. 

В бизнес-организациях с высоким уровнем корпоративной культуры менеджерами называют классических управленцев, которые отвечают за работу подразделений и имеют в подчинении сотрудников. Рядовые представители таких компаний называются специалистами или экспертами. То есть сотрудника банка, отвечающего за потребительское кредитование в конкретном отделении или торговой точке, корректно называть специалистом, а не менеджером или управленцем.

Сколько зарабатывает менеджер? Какая зарплата?

На самом деле, это абсурдный вопрос. Например, генеральный директор «Сбербанка России» — это менеджер. Также менеджером называют специалиста по подбору персонала в небольшой торговой компании или эксперта по логистике в отделе снабжения на заводе. 

Уровень доходов сотрудника зависит от его ценности для компании, места в иерархии организации, умения продать себя работодателю. Гордое название «менеджер» не обеспечивает высокого оклада или личного водителя и секретаря. 

Где учат профессии «менеджер»

Вы можете поступить в университет на специальность «менеджмент». Обычно ВУЗы оговаривают специализацию будущих выпускников. Например, существует менеджмент организаций, экологический менеджмент, менеджеры по персоналу и так далее. Окончив университет, вы получите диплом. Документ подтвердит, что вы получили степень бакалавра или магистра по специальности «менеджмент». 

Обратите внимание, диплом не гарантирует вам позицию реального управленца при трудоустройстве. Более того, было бы абсурдным, если не имеющий опыта выпускник занял бы пост управленца в любой организации. 
 
Менеджмент: что это за профессия?
Вчерашний студент не может сразу претендовать на роль управленца

Чтобы стать настоящим менеджером или руководителем, вам необходимо получить опыт, пройти по карьерной лестнице и занять соответствующую позицию. У кого-то уходит вся жизнь, чтобы из рядового сотрудника стать начальником отдела. А кто-то умудряется за год из новичка стать руководителем регионального представительства компании. 

Кроме этого, настоящий менеджер должен соответствовать определенным интеллектуальным и личностным характеристикам. 

Психологические характеристики менеджера

Менеджер должен хорошо знать бизнес своей компании, ее продукты, рынок в широком смысле этого слова и потребителей. Также он должен иметь широкий кругозор. Это минимальный набор интеллектуальных качеств, необходимых для руководителя.
 
К основным личностным характеристикам, необходимым менеджеру, относятся:

• Высокий эмоциональный интеллект, личная харизма. Чтобы увлекать подчиненных, руководитель должен быть интересной и сильной личностью. В этом случае ему практически не придется использовать в работе с сотрудниками так называемый кнут или наказания. 

• Коммуникабельность. Менеджер может быть экстравертом или интровертом. Но у него не должно быть проблем с общением. Руководитель должен просто общаться с коллегами, подчиненными, высшим руководством, партнерами, клиентами, представителями власти. 

• Объективность и чувство справедливости. Начальник может быть самодуром и тираном. Но подчиненные не уважают таких руководителей. Зато работник с удовольствием трудится под началом справедливого менеджера, который придерживается этических норм. 

Также у руководителя должен быть стандартный набор личностных качеств, необходимых для выживания в корпоративной среде. В первую очередь речь идет о стрессоустойчивости, так как каждый сотрудник ежедневно сталкивается с разными стрессами. 

Менеджер — это руководитель

Однако в настоящее время менеджерами принято называть едва ли не любого сотрудника. К классическому менеджеру можно отнести специалиста, который занимает руководящую должность, имеет в подчинении сотрудников и руководит бизнес-процессами. А так называемые линейные менеджеры — это скорее специалисты или эксперты.