Что такое консолидация бизнеса?

Что такое консолидация бизнеса?
Консолидацией бизнеса называют объединение собственником активов, работающих в общей или смежных отраслях. Например, бизнесмен может объединить принадлежащие ему банки, которые работают в разных рыночных сегментах. Объединенный игрок увеличивает капитал, активы и другие финансовые покупатели. За счет этого увеличивается его рыночная доля и цена. 

Что такое консолидация бизнеса?
 

С помощью консолидации бизнеса владелец решает ряд задач:

• Упрощение корпоративного управления и отчетности. Консолидация повышает управляемость предприятий, в теории сокращает число руководителей высшего звена.

• Наращивание рыночной доли и повышение стоимости актива. В финансовой сфере консолидация бизнеса часто является одним из признаков подготовки к продаже. Например, в банковской отрасли цена банка прямо зависит от активов и капитала организации. Консолидация нескольких игроков — самый простой и быстрый способ увеличить эти показатели. 

• Улучшение взаимодействия между предприятиями. Консолидация дает эффект синергии, если собственник и руководители способны извлечь выгоду из объединения. Простой пример: вертикально-интегрированные компании, в которые входят ГОКи и металлургические заводы, считаются одной из самых выгодных моделей управления производством металла. 

• Долговые операции. Бизнесмены консолидируют активы, чтобы привлечь финансирование на более выгодных условиях. Банки выделяют крупным предприятиям большие суммы под меньшую ставку и на более продолжительный период.
 

Также собственники консолидируют бизнес, чтобы сократить налоговые издержки, получить государственную поддержку, улучшить репутацию. 


Формы консолидации бизнеса

В зависимости от законодательства страны регистрации, собственники могут использовать разные способы консолидации бизнеса. Самый простой вариант — объединение двух предприятий. Этот способ использовала в 2008 году американская страховая компания MetLife.

Что такое консолидация бизнеса? 

MetLife специализировалась на страховании жизни на внутреннем рынке США. Во время мирового финансового кризиса компания приобрела испытывавшую долговые проблемы компанию Alico. Последняя специализировалась на оказании услуг на внешних рынках. После покупки Alico акционеры MetLife объединили компании. В результате они решили финансовые проблемы и получили сильного игрока на американском и международном страховом рынке. 

Еще одна форма консолидации бизнеса — создание холдинга. Холдинговая компания де-юре владеет контрольным пакетом акций входящих в холдинг предприятий. Номинально каждая из компаний, входящих в холдинг, считается независимой. В реальности они подчиняются материнской структуре, которая имеет одного акционера. 

В некоторых случаях владельцы используют для консолидации перекрестное владение. В упрощенном виде в этом случае в качестве основного акционера предприятия A выступает предприятие B, а в качестве акционера предприятия B выступает предприятие A. Обычно в схеме участвуют несколько компаний, которые имеют общего реального собственника. 


Консолидация как элемент глобализации

Экономическая глобализация приводит к экспансии транснациональных гигантов на рынки отдельных государств. В результате это приводит к исчезновению локальных предприятий и брендов, отказу от завершенных производственных циклов, снижению продуктового разнообразия. 

Пример такой формы консолидации бизнеса — покупка транснациональной компанией Unilever производителя косметики «Калина». Сначала международная корпорация стала собственником небольшой доли акций, а потом постепенно консолидировала контрольный пакет. 

«Калина» отказалась от выпуска многих косметических средств, известных жителям бывшего Советского Союза в течение десятилетий, в пользу международных брендов. 


Как консолидация бизнеса влияет на потребителей

Консолидация может влиять на рынок и потребителей как положительно, так и отрицательно. Если консолидированный бизнес повышает эффективность, снижает себестоимость производства и отпускные цены на продукцию, рынок выигрывает. Если после консолидации на рынке появляется монополист, который диктует потребителям ценовую политику и не улучшает качество продуктов, рынок проигрывает. 

Чтобы консолидация не оказывала негативного влияния на состояние рынка, он должен быть развитым и диверсифицированным. А государственные органы должны предупреждать использование консолидации для уклонения от налогов.