Инвестиции в стартапы

Инвестиции в стартапы
Истории успеха Стива Джобса, Марка Цукерберга и Билла Гейтса стали хрестоматийными примерами. Они демонстрируют возможности и перспективность создания высокотехнологических компаний, которые приносят инвесторам сверхприбыли. Как вложить деньги в стартап? Как соотносятся риски с потенциальной доходностью при инвестициях в данные бизнес-проекты?

Стартап – компания, которая находится на ранней стадии своего развития. Этот термин произошел от английского to start up – запускать, начинать. Удачные стартапы быстро растут, превращаясь из небольшой и часто неформальной организации в успешные фирмы с налаженной операционной деятельностью. Быстрый рост делает проекты привлекательными для инвесторов, которые могут заработать сотни процентов прибыли за короткий срок.

Стартапы работают в каждой отрасли экономики, однако этот термин чаще всего используется в контексте высокотехнологических предприятий и интернет-проектов.

Стадии развития проекта


Процесс развития молодых организаций условно объединяется в три стадии. Предприниматели создают идею, запускают ее в работу и обеспечивают рост компании. Генерация идеи, проведение маркетинговых исследований и создание бизнес-плана происходит на посевной стадии. Публичный запуск предприятия осуществляется на стадии стартапа. Совершенствование операционной деятельности, обеспечение прибыльности проекта, захват рынков и привлечение стратегических инвесторов связывается со стадией роста.

В чем заключаются особенности инвестирования в бизнес на разных этапах его развития?

Посевная стадия

Инвестиции в идеи являются наиболее рискованными. Капиталист может приобретать гениальные задумки, которые имеют фантастический потенциал развития и доходности. Эти посевы требуют тщательного ухода, создания тепличного климата и финансовых удобрений. Многие семена не всходят, несмотря на тщательный уход. Другие гибнут, едва проклюнувшись из земли. Единицы из сотен и тысяч превращаются в деревья, которые приносят плоды.

Инвестиции в стартапы
Рис. 1. Воронка выживаемости идей (по данным Venture-biz.ru)


Причина гибели большинства проектов посевной стадии заключается в отсутствии возможностей, знаний, средств, обстоятельств и «правильных» людей для реализации задумок. Потенциальная выгода инвестиций в идеи заключается в возможности приобрести долю в будущем интернет-гиганте по очень низкой цене.

Капиталисты снижают риски неудачи при вложениях в проекты посевной стадии несколькими способами. Во-первых, они покупают идеи оптом, инвестируя в десятки и сотни предприятий одновременно. Возможно, хотя бы один из многих купленных проектов «выстрелит»? Во-вторых, инвестор обращает внимание на авторов задумки. Способны ли эти люди реализовать свои начинания? Каковы их деловые и профессиональные качества, «горят» ли они своим проектом? Наконец, капиталист оказывает методологическую, мотивационную и ресурсную поддержку предприятиям, в которых он участвует.

Стадия стартапа

Каждое предприятие должно несколько раз пройти через так называемую «долину смерти», чтобы стать успешным. Самый сложный переход через место гибели проектов находится на отрезке пути между задумкой и работающей организацией. Запуск идеи в работу в разы повышает шанс компании на успех. Стадия стартапа позволяет проверить жизнеспособность бизнеса в реальных условиях.

Успешные проекты очень быстро растут и развиваются на данной стадии. Они пускают корни, обрастают листвой, укрепляют ствол. Молодое дерево вот-вот принесет первые плоды, но не каждый предприниматель дождется их. Новые организации часто не выдерживают конкуренции с игроками, которые ведут бизнес давно.

Инвестиции в стартапы
Рис. 2. Успешные проекты приносят первые плоды на стадии стартапа


Инвестиции в стартапы сохраняют высокий потенциал прибыльности. Риск неудачи все еще остается актуальным, однако выживаемость проектов на этой стадии развития на порядок превышает аналогичный показатель посевного этапа. Капиталисты используют покупку стартап-проектов оптом для снижения рисков, однако экспертиза предприятия выходит на первое место. Инвестор оценивает выбранную бизнес-модель, востребованность продукта, уровень продаж, наличие профессиональной команды и другие параметры.

Стадия роста

Проект является состоявшимся бизнес-предприятием на стадии роста. Оно прошло через очередную «долину смерти», в которой организации гибнут из-за отсутствия прибыли. Владельцы бизнеса нуждаются в инвестициях, чтобы проводить рыночную экспансию.

Вложения средств в предприятия стадии пост-стартапа фактически являются покупкой действующего бизнеса, поэтому их уже нельзя назвать дешевыми инвестициями. Капиталисты могут использовать традиционные способы оценки предприятий для принятия инвестиционных решений.

Как инвестировать в стартапы?


Самостоятельная покупка доли, работа с инвестиционными фондами и пулами бизнес-ангелов, создание предприятий являются наиболее распространенными способами инвестиций в проекты на ранних стадиях развития.

Частные инвесторы, которые специализируются на покупке «посевных» предприятий и стартапов, называются бизнес-ангелами. Ангелы вкладывают в проекты финансовые и прочие материальные ресурсы, а также так называемый «умный капитал». Связи с бизнесменами и чиновниками, технологии управления и маркетинга, участие в обучающих мероприятиях, – все это помогает начинающим предпринимателям добиться успеха. Бизнес-ангелы не относятся к альтруистам, так как получают значительную долю в стартапе.

Высокий риск вложений в предприятия ранней стадии развития заставляет частных инвесторов объединяться в пулы и участвовать в инвестиционных фондах. Объединение усилий позволяет бизнес-ангелам диверсифицировать вложения за счет покупки большего количества проектов одновременно. Фонд DST Global I компании Digital Sky Technologies, специализирующейся на интернет-проектах, увеличил капитал инвесторов в пять раз за время работы. Стоимость пая фонда «Альфа-Капитал Высокие технологии» выросла с 351,04 рублей по состоянию на 23.03.2009 до 1098,41 рублей 22.03.2012 года.

Инвестиции в стартапы
Рис. 3. Рост стоимости пая фонда «Альфа-Капитал Высокие технологии»


Самостоятельное создание и развитие проектов также является формой инвестиций в стартапы. Предприниматель вкладывает в свое начинание финансовые ресурсы, время и энергию. Личное участие в предприятии позволяет не привлекать инвестора на ранней стадии развития, сохраняя полный контроль над бизнесом.

Бутстрэппинг и привлечение инвестиций из источника «3F» становятся успешными стратегиями развития стартапа без его продажи. Современные бизнесмены должны благодарить знаменитого барона Мюнхгаузена за технологию бутстрэппинга, которую он впервые применил, вытянув себя из болота за шнурки сапог.

Инвестиции в стартапы
Рис. 4. Мюнхгаузен тянет себя из болота (в оригинальном произведении – за шнурки сапог)


Самостоятельное «вытягивание» проекта на уровень прибыльности является сутью данной технологии. Семья, друзья и дураки (англ. Family, Friends and Fools – 3F) часто становятся источником финансирования бутстрэпперских начинаний.

Герой знаменитого фильма «Уолл-стрит» Бад Фокс осознал преимущества инвестиций в свои проекты, потеряв деньги и репутацию из-за попыток купить чужой бизнес. Приобретение предприятий на ранних стадиях развития позволяет инвестору стать владельцем значительной доли в организации. Возможно, она превратится в новый Facebook или Google?
Дмитрий Дементий