Как узнать свою кредитную историю

Как узнать свою кредитную историю Сегодня, когда объемы потребительского кредитования растут уверенными темпами, очень важно соблюдать хорошую репутацию в качестве заемщика. Кредитная история – свод общих сведений о том, как вы выполняли свои долговые обязательства по официально заключенным кредитным договорам. Логично, что нарушения таких обязательств ведут к ухудшению кредитной истории и снижению шансов на получение следующего кредита.

Из чего состоит кредитная история?

Кредитная история состоит из трех частей. В первой, титульной, содержатся ваши идентификационные сведения, отвечающие на вопрос: «Кто вы?». В основной части приведены ваши кредитные обязательства – какие суммы были взяты, в какие сроки погашены, как платились проценты. Ну и, наконец, в дополнительном разделе указаны данные о том, откуда была взята информация, и кто еще имеет к ней доступ.

Где «лежит» ваша кредитная история?

Все ваши данные о кредитах сохраняются в Бюро кредитных историй. Это коммерческие компании, но их деятельность строго регулируется государственной службой, контролирующей финансовые рынки - ФСФР. После формирования, информация о месте хранения ваших данных поступает в Центральный каталог (ЦККИ). Именно сюда и направляется запрос по информации о ваших кредитах, и отсюда вам приходит уведомление, в каком именно Бюро осталась на хранение ваша история.

Прежде, чем приступить к подробному описанию последовательности действий при получении кредитной истории, разберемся с рядом терминов. Их понимание позволит вам легко разобраться во всей информации.

Субъект кредитной истории

Это лицо, выступающее заемщиком. Именно на него формируется кредитная история. Это не обязательно строго физическое лицо. Ведь заемщиком может выступать какая-либо организация, либо частный бизнесмен.

Пользователь кредитной истории

Это может быть юридическое лицо, либо предприниматель. Главное условие – у него должен иметься документ, в котором четко прописано согласие субъекта на предоставление пользователю сведений об истории кредитных взаимоотношений.

Код субъекта кредитной истории

По сути, это такой же PIN-код, как у пластиковой карточки. Он необходим для того, чтобы субъект мог составить запрос, используя электронные каналы связи. При первом обращении за кредитом, ваш код формируется во время заключения кредитного договора и отсылается в ЦККИ.

Возможно, при подписании договора вам не сформировали код. Тогда вы сами можете его получить. Для этого вам достаточно пойти в ближайшее Бюро кредитных историй, удобный вам банк или в любое другое кредитное учреждение.

Существует также дополнительный код субъекта. Это аналог нормального кода, который действует не дольше тридцати дней от даты его формирования. Получить такой код можно так же, как и обычный – в кредитном учреждении или Бюро кредитных историй.

Теперь приступим к описанию самого процесса получения вашей истории заемщика.

Запрос через сайт ЦБ РФ в ЦККИ

Узнать всю информацию о полученных ранее кредитах и их погашении вы можете через официальный сайт Центрального банка России. Будьте внимательны! В связи с участившимися случаями мошенничеств обязательно проверьте, действительно ли вы пришли на официальный ресурс ЦБ.

Центробанк предупреждает, что только сайт по адресу www.cbr.ru является настоящим. Любое изменение в доменном имени означает, что вы зашли на фальсифицированную страницу.

Узнать бесплатно свою кредитную историю на сайте ЦБ РФ можно, заполнив специальную форму по адресу: https://www.cbr.ru/ckki/?PrtId=ckki_vo.

При этом обязательно нужно указать свою электронную почту – именно туда и поступит ответ на ваш запрос. Также необходимо поставить код - основной или дополнительный.

Помимо этого, на сайте ЦБ РФ вы можете поменять свой код субъекта, ликвидировать его или получить дополнительный.

Запрос через кредитную организацию

Этот способ подойдет вам, если вы не получали код субъекта. Обратившись в банк или в другое кредитное учреждение, вы также сможете узнать о месте хранения кредитной истории и совершить все требуемые действия с кодом – сформировать его, аннулировать или изменить.

При обращении в кредитное учреждение проводится идентификация заявителя. Поэтому вам будет необходимо предъявить соответствующие документы. Пользователи кредитной истории показывают документ, доказывающий их право на получение сведений о субъекте.

Запрос через Бюро кредитных историй

В этом случае вы также сможете получить необходимую информацию без кода субъекта. И по аналогии с вышеописанным способом, у вас потребуют предъявить все официальные документы.
В Бюро вы сможете оформить свой код субъекта – основной или дополнительный, изменить его или ликвидировать.

Запрос через отделение Почты

Узнать о месте хранения вашей кредитной истории вы можете, обратившись в ближайшее отделение Почты России. Для этого вам необходимо составить запрос и отправить его телеграммой. В таком запросе обязательно указывается вся контактная информация.

Физическое лицо указывает: ФИО полностью, паспортные данные вместе с датой выдачи, адрес электронной почты – для получения ответа.

Организация должна указать: полное наименование, номер ЕГРЮЛ, ИНН и свой e-mail.
Электронный адрес для ответа пишется латинскими буквами, а вместо символа @ ставится сочетание: (а). Каждый новый пункт данных в тексте телеграммы пишется с новой строки. Подлинность вашей личной подписи на телеграмме подтверждает почтовый служащий.

Запрос через нотариуса

Составить запрос у нотариуса можно без указания кода субъекта. Нотариус проведет идентификацию лица, представившего запрос, и в тот же день электронно отправит данные Федеральной нотариальной палате, для дальнейшей передачи в ЦККИ. Вы можете выбрать два варианта получения ответа: у нотариуса или на свой электронный адрес. Во втором случае следует указать его в тексте запроса.

Вы получили ответ. Что дальше?

Получив ответ из ЦККИ, и узнав место хранения кредитной истории, можно обратиться непосредственно в Бюро кредитных историй за необходимой информацией. Получить сведения бесплатно вы можете один раз в год. Оплатив услуги, данные можно получать по мере необходимости.

Если информация не найдена

Также ответ может быть несколько не таким, какой вы ожидаете. Если из ЦККИ пришло сообщение о том, что информация не найдена, то, возможно:

• у вас просто нет кредитной истории;
• вы ошиблись, указывая свои данные;
• ваша кредитная история была создана на основании другого документа (например, на прежний паспорт).

Ваша кредитная история – строго конфиденциальная информация. Не передавайте никому ваш код субъекта, не доверяйте телефонным звонкам якобы «сотрудников Центрального каталога». ЦККИ никому не звонит и не уточняет никакую информацию. Опасайтесь мошенников!

Мезенцева Василиса