Бизнес план шиномонтажной мастерской

Бизнес план шиномонтажной мастерской
Сколько раз вас посещала мысль заняться шиномонтажным бизнесом?  

Рискнем предположить (коль скоро вас заинтересовала именно эта тема на специализированном сайте о бизнесе в разных его проявлениях), что минимум дважды в год. А точнее, в те моменты, когда на собственном автомобиле пришла пора менять резину. Как раз в эти «переобувочные» периоды, видя огромные очереди перед шиномонтажками разных мастей, любой, у кого есть предпринимательская жилка, начинал прикидывать варианты открытия такого бизнеса.

Судя по количеству подобных «придорожных заведений», людей, перешедших от слов к делу, немало. Но автомобилизация всей страны продолжается ударными темпами, а значит, при грамотном подходе места под солнцем должно хватить всем желающим. Желающим работать, а не сорвать куш и сделать ноги. Потому как шиномонтажка – это тяжелый, грязный, пыльный труд с нестабильным доходом. И сделать на нём состояние мало кому удается. Не передумали еще? Тогда давайте считать и думать.

Не тяни резину!

Собственно, раздумий сравнительно немного. Будем исходить из того, что «аусвайс» на ведение предпринимательской деятельности у вас уже есть. Как минимум, нужна регистрация в качестве ИП. Однако если в дальнейшем вам захочется, к примеру, заняться торговлей шинами и дисками, этого будет недостаточно. В принципе, переоформить предприятие можно будет и потом, так сказать, ближе к делу. Кстати, если вы намерены в ближайшей перспективе открыть сеть шиномонтажных мастерских, лучше сразу регистрировать ООО. В общем, главное – определиться с перспективами.

Ни лицензий, ни сертификатов на этот вид деятельности не требуется. Впрочем, сертификацию можно пройти по собственной инициативе, но в нашем случае это практически не имеет смысла. Повесите вышеозначенный документ в рамочку на стене – и, собственно, всё. Когда вы сами-то в последний раз обращали внимание на подобного рода документы в шиномонтажках? В том-то и дело. Нет, иногда попадаются особо дотошные клиенты, которым «вынь и положь» подтверждение вашей квалификации и надежности, но их так мало, что исключительно вам решать – нужно или нет.

В большей степени вашими документами будут интересоваться разные надзирающие (да и просто проезжающие мимо) органы. Начиная от муниципальных и районных департаментов во главе с Роспотребнадзором, и заканчивая гаишниками. Последние могут просто по пути проверить законность расположения заведения у проезжей части.

Свято место

Размещать такое заведение, само собой, лучше всего непосредственно у дороги. Стоит ли затевать бизнес, чтобы забить его в гаражный массив на отшибе? Там вы очень быстро исчерпаете круг клиентов, после чего придётся довольствоваться малым без какой-либо возможности развития. Не сработает в этом случае и реклама. Сами вы часто искали шиномонтажку по рекламным объявлениям?

Поэтому необходимо искать место где, во-первых, будет постоянный транзит транспорта, во-вторых, не возникают поминутно пробки, в-третьих, есть возможность разместить не только шиномонтаж, но и парковку для клиентов. Втыкать свою «конструкцию» на кольцевые островки можно даже и не пытаться. Потому что получить разрешение на это невозможно. Даже за очень большие деньги. Но даже если вам вдруг очень повезло и вы получили-таки разрешение, то защищать это место от нападок конкурентов, разгневанных горожан, недовольных инспекторов дорожного движения и прочих недоброжелателей вы быстро устанете. А в результате вас все равно попросят освободить место.

Вообще, главный принцип придорожного бизнеса – не привлекать лишнего внимания. Вас должно быть видно, место должно быть запоминающимся (вон за тем поворотом), к вам можно без проблем доехать. Ваше «придорожное заведение» не должно ослеплять проезжающих мимо водителей фонарями и световой вывеской или мешать обзору. А клиентам, стоящим в очереди, необходимо место для ожидания. Во всяком случае, они не должны стоять на проезжей части.

Исходя из этого, а также из наличия или отсутствия конкурентов на приглянувшихся местах, и выбирайте. К слову, ставить свою мастерскую рядом с конкурентами, скажем так, неэтично и чревато. Бизнес этот достаточно жесткий. Владельцы – люди простые. Тяжелые предметы и горючие материалы у них всегда под рукой. Оно вам надо?

Так или иначе, потратив какое-то время, применив все свои познания и пожелания к гипотетическим качествам идеальной шиномонтажки, вы найдете хорошее место. По крайней мере, такое, на котором можно попытаться закрепиться. Остается только получить разрешение на него. И тут, как, впрочем, и всегда, совет один – юрист. Который, конечно, попросит приличную сумму за свои услуги, но сделает то, что вам необходимо. Причем намного быстрее, чем вы сами.

Средства производства

Итак, разрешительные документы получены. Можно располагаться. Естественно, строить капитальное сооружение нет необходимости. По крайней мере, на первых порах. Вполне подойдет небольшой вагончик или торговый павильон. По большому счету, на всё про всё требуется помещение площадью от 20 кв.м.

Можно предусмотреть комнату для клиентов, которые смогут с комфортом провести время, пока их машины будут «переобувать». Кресла, диванчик, чай, кофе, журналы, телевизор – не возбраняются. Можно поставить небольшой кулер. Правда, имейте в виду, что кресло или диван придется достаточно часто чистить: в шиномонтажке в принципе всегда грязно и пыльно. И если не будет хватать время на чистку места ожидания, то лучше вообще его не заводить. Клиент на уровне подкорки запоминает, что ему было неприятно. Одно дело, когда видишь грязь в рабочем процессе, где она должна быть, но «участвовать» в ней не приходится, и совсем другое, когда тебе предлагают присесть на замусоленный диванчик страшнее ядерной войны. Примерьте такую перспективу на себя – и решение придёт само собой.

Павильон под шиномонтажку можно купить б/у, а можно заказать. В принципе, разница небольшая. При заказе вы сможете обозначить необходимые параметры, и стоить это будет от 5000 рублей за кв.м. Павильон площадью 20 кв.м обойдётся от 100 тысяч рублей. Собственно, все предложения, которыми пестрит интернет, говорят о том, что бэушные павильоны стоят примерно столько же.

Еще одна статья расходов, которая может ввергнуть в уныние – оборудование. Правда, вложиться нужно будет разово.

Шиномонтажный станок. Какой выбрать: полуавтоматический и автоматический? Выбирать вам. Специалисты советуют брать «полуавтоматы», если нет уверенности в большом количестве клиентов. Разница в цене приличная – до 50%. В среднем новый «полуавтомат» китайского производства стоит 35-40 тысяч рублей.
Балансировочный станок, на котором можно работать как со стальными, так и с литыми дисками. Автоматические стоят закономерно дороже. Полуавтомат – порядка 40 тысяч рублей.

Компрессор. Поршневой, с рабочим давлением не менее 10 бар, с ресивером не менее 100 л, потому что потребуется подключать дополнительное оборудование. Стоимость – от 20 тысяч рублей.

Домкраты подкатные, гидравлические или пневматические. Грузоподъёмность – 2,5 т. Китайские - 5 тысяч, российские – 10 тысяч рублей.
Вулканизатор, гайковерты, ванна, наборы инструментов и различные расходники обойдутся вам еще в 50 тысяч рублей.

Совет: обратитесь в специализированную компанию, занимающуюся поставками шиномонтажного оборудования и его сервисным обслуживанием. Сэкономите массу времени и денег. К тому же вам не только продадут все необходимое, доставят и смонтируют, но еще и научат правильно всем этим пользоваться.

О кадрах

И тут возникает главный вопрос всех предпринимателей: где взять персонал? На смену в шиномонтажку требуется два человека. Может, конечно, справиться и один, но помощник потребуется всё равно. Оптимальный вариант – четыре человека, работающие парами посменно. Есть кому подменить в случае необходимости, и в пиковые нагрузки не будет нужды срочно искать дополнительных работников.

Оплата, как правило, не очень высокая, чтобы желающие поработать на вас выстраивались в очередь. Да и текучка кадров большая. Причем, как и в рекламном бизнесе, есть тенденция к тому, что бывшие работники пытаются открывать свои шиномонтажки.

Еще один неприятный аспект любого вида деятельности, где имеют дело с плохо учитываемой наличкой, – воровство. В общем, кадровый вопрос всегда и везде стоит очень остро.

Как вариант, работников можно найти в ПТУ. Как выпускники, так и мастера обычно не прочь получить подработку. Тем более, что мы предположили посменный график.

Размеры хищений можно минимизировать установкой камер слежения (с оповещающими об этом табличками – закон).

В любом случае, очень редко первый состав работников оказывается таким, как требуется. Главное, чтобы процесс подбора не затянулся, что повлечёт за собой убытки.

Деньги счёт любят

Оформление разрешительных документов и услуги юриста – от 20 тысяч рублей.
Помещение – от 100 тысяч рублей.
Подготовка места, подключение к электросетям, обустройство парковочных мест – от 50 тысяч рублей.
Оборудование и расходники – 150-200 тысяч рублей.
Итого: 350-400 тысяч рублей.

Расходы на содержание:
Зарплата может быть как фиксированной, так и сдельной – от 10 тысяч на человека.
Расходники (зависит от количества клиентов и сложности работ) – от 10 тысяч рублей.
Аренда земли, электричество, «тревожная кнопка» – 5-7 тысяч рублей.
Итого: 55-60 тысяч рублей в месяц.

То, что придется потратиться, было понятно сразу. Но есть ли возможность не только вернуть вложенное, но и заработать? Давайте разберемся.

Шиномонтаж – по большей части сезонный бизнес. Осенью и весной количество клиентов зашкаливает, работать приходиться чуть ли не круглые сутки и все равно ни рук, ни времени не хватает. Летом обычно клиентов больше, чем зимой. В дождливую погоду меньше, чем в сухую.

Хороший показатель небольшой шиномонтажной мастерской – 30 клиентов в день. Этот уровень позволяет говорить о стабильном и гарантированном заработке. 20 клиентов – уровень выживания. Если через три-четыре месяца после открытия клиентов меньше 20 – беда. Стоит подыскивать новое место и пытаться снова.

Средний чек на одного клиента – 100 рублей. Кому-то колесо подкачали за десять рублей, а кому-то все четыре колеса сменили разом. Отсюда получаем, что при хорошем потоке клиентов в день выручка составит 3000 рублей. В месяц – 90 тысяч. Из которых 60 тысяч необходимо отдать на зарплату, расходники и коммуналку. Остается немногим больше 30 тысяч рублей в месяц. Плюс возможность два раза в год аккордно зарабатывать достаточно много: в такие периоды средний чек от 700 до 1000 рублей, но, увы, продолжается это «золотое время» недолго. Но позволяет накопить «подкожные» для поддержания запаса прочности вашего бизнеса.

Как мы изначально и предупреждали – этот вид бизнеса не приводит к многомиллионному состоянию. Он просто дает возможность зарабатывать на жизнь. Тяжело и не гламурно, но относительно гарантированно. Поскольку парк автомобилей по-прежнему только увеличивается. 

Кира ВАСИЛЬЕВА