Бизнес план зоомагазина

Бизнес план зоомагазинаМного ли у вас друзей и знакомых, которые держат домашних животных? А сколько таких среди соседей? А если взять статистику, которая гласит, что 46% российских семей держат животных? Это же 20 миллионов собак и 30 миллионов кошек… Не считая птиц, рыб, земноводных и прочих-прочих.

Вам ничего сейчас в голову не приходит? Например, идея открыть зоомагазин? При грамотном деловом подходе (и некотором ограничении своих детских желаний при изучении рынка товаров для животных) вполне можно устроить прибыльное предприятие.

Остается только прикинуть, сколько потребуется вложить, чтобы открыться и не проиграть конкуренцию, какой товар, какие услуги предложить и что на этом можно заработать.

Зверские хитрости

Разумеется, первый шаг в создании собственного дела – юридическое оформление. Как правило, стандартная форма для приличного магазина (мы сейчас говорим не о рыночной палатке с минимальным набором зоотоваров) – ООО. По ряду причин. Подробности можете изучить самостоятельно в статье "Что лучше - ИП или ООО?"

Для магазина потребуется просторное светлое помещение, соответствующее многочисленным требованиям многочисленных надзирающих органов. Как правило, в России требования к подобным магазинам едины, но в разных городах и даже управах имеются некоторые тонкости. Разобраться в сложностях лицензирования, сертифицирования, получения различных разрешений вам помогут юристы, «подкованные» именно в местных законодательных актах.

На заметку:
Планируя создание нового бизнеса, возьмите за правило закладывать определенную сумму на услуги специалистов. Если, конечно, не планируете самостоятельно сдавать годовой отчет в УФНС.

Точно так же именно услугами специалиста, но теперь уже риелтора, вам придется воспользоваться при поиске подходящего помещения. Договор не на пару месяцев и даже не на год, а на гораздо больший срок, и нужно учесть многие тонкости и подводные камни.

В принципе, с учетом того, что подыскивать помещение будет агентство, на этом этапе вам остается лишь правильно подобрать место для будущего всеми любимого зоомагазина. Определитесь с районом, улицей, узнайте численность населения выбранной территории. Исходя из этих данных, можно будет прикинуть количество потенциальных клиентов.

Выясните, сколько у вас конкурентов, чем они сильны и чем слабы. Для сбора информации все законные средства хороши. Один из них – на время стать лучшим клиентом, постоянным покупателем. Вложения предстоят немалые, так что спешить не стоит. Лучше в начале процесса потратить немного времени и средств и выяснить, что в этом районе ваша затея перспектив не имеет, чем узнать о какой-то местечковой аномалии, уже открыв магазин. Мало ли, может, животные в этом районе обходятся вовсе без еды, средств ухода и игрушек! Так что разведка, разведка и еще раз разведка.

На заметку:
Тонкий нюанс – продажа собственно животных. Хотя бы в силу того, что для торговли ими необходимо получить массу разрешений и лицензий. Нельзя упускать из виду и «эффект нового магазина». Зверюшки, ожидая своих хозяев, растут, и всю эту стаю взрослых животных придется содержать на свои средства. А то, что в цене они при этом будут расти, положения не спасает.

Подготовительный этап
Итак, мы собираемся открыть магазин, торгующий сопутствующими товарами для животных (корма, клетки, игрушки, аксессуары).

Общая площадь магазина должна быть не меньше 70-80 кв. м, из которых не менее 50 кв. м – непосредственно торговые залы. Необходимо представить покупателям максимальный ассортимент и при этом не превратить магазин в лабиринт из коробок, мешков, банок, и клеток.

Не открою великой тайны, если замечу: в таких делах деньги зарабатываются на количестве товара, а не на его качестве. Однако это не означает, что на качестве товара можно будет экономить. Отнюдь. Поскольку вашими основными и постоянными клиентами будут люди, живущие поблизости, придется сначала вывернуться наизнанку, чтобы заполучить этих самых постоянных клиентов. К примеру, не только предлагать качественный товар по оптимальной цене, но и организовать сервис.

На заметку:
Тем, кто желает купить большой мешок корма, но раздумывает, как донести покупку до дома, предложите бесплатную доставку. Поверьте, вам это не будет стоить дорого, а покупатель обязательно оценит!

Стоимость долгосрочной аренды торгового помещения колеблется от 300 рублей за кв.м в промышленных районах до 600 рублей в спальных и деловых районах, и от 1500 рублей до бесконечности – в центре города. Таковы расценки в городе-миллионнике, в городах с меньшим количеством населения цены, как правило, снижаются, а в столицах, соответственно, стремятся вверх. Мы же возьмем в качестве примера цены в Красноярске на весну 2013 года. В соответствии с ними получается, что аренда магазина будет обходиться ежемесячно примерно в 55-60 тысяч рублей при условии, что помещение находится в деловом центре города – на Взлетке – который к тому же имеет многие черты района спального. То есть качество потенциального покупателя, проживающего здесь, нас устраивает по многим причинам. Например, заработки большинства местных жителей достаточно высоки, а времени у них катастрофически мало. И при всей сложности с площадями для выгула собак, в районе их множество. Впрочем, многочисленно и семейство кошачьих. Средний возраст жителей, количество детей, которых хлебом не корми, дай завести зверюшку, – все говорит в пользу подобного района.

На заметку:
При планировании расходов учтите, что услуги риелтора стоят от 50 до 100 процентов от стоимости аренды помещения на месяц.

В арендованном помещении придется делать ремонт, в том числе довести до соответствия инженерные и электросети, охранную и пожарную сигнализации. Сам ремонт не ограничится побелкой стен и чисткой потолка. Уже на подходе к магазину люди должны понимать, что им здесь предложат. А значит, стоит потратиться на приличную вывеску и хотя бы минимальный дизайн помещения. В это понятие входят как «украшение» торгового зала, так и грамотная расстановка торгового оборудования и прилавков. Для привлечения внимания покупателей поставьте аквариумы с пестрыми рыбками, террариумы с земноводными, клетки с птицами. Так как вы не будете торговать ими (по крайней мере, пока), лицензия не требуется. Заодно можно прозондировать заинтересованность людей в «живом товаре».

Чтобы определиться со стоимостью ремонтных работ, а также с их исполнителем, многие сейчас практикуют своеобразный конкурс. Специализированных фирм на рынке достаточно много, а значит, пусть они за вами бегают. Выберите несколько компаний и предложите им определить стоимость и сроки работ.

Но в любом случае дешевле 100 тысяч рублей не получится. Так что смело закладывайте на эту статью расходов от 150 тысяч рублей.

Торговое и складское оборудование, мебель, компьютеры, оргтехника и прочие разности обойдутся от 200 тысяч рублей. Лучше быть пессимистом на этапе планирования, чем оказаться недальновидным оптимистом, который в процессе выясняет, что денег не хватило.

Закупаем товар

Ближе к окончанию ремонта нужно озаботиться закупкой товаров. Здесь главное – не ошибиться в расчетах и предположениях. Можно сделать простейший вывод: рекламируемый везде и без ваших затрат «вискас» наверняка купят! И приобрести огромную партию. Да, покупать будут. Но вот сколько? Предложений по этому виду товара множество, даже придомовые павильоны торгуют этой кошачьей едой, а прибыли практически ноль. Особенно для крупного магазина, которому нужно покрывать аренду, коммуналку и зарплату сотрудников.

Так что опять потребуется разведка, изучение и анализ рынка. По исследованиям экспертов, наиболее востребованным сегментом рынка зоотоваров остаются корма для животных – до 70%. При этом до 70% рынка кормов приходится на сухие и влажные корма для кошек. Ежегодный прирост рынка кормов для домашних животных составляет 20-25%. То есть фактически это бизнес на еде.

Сколько и какого товара закупить – решать исключительно вам в соответствии с данными анализа, который вы проведете на подготовительном этапе. Учтите главное: пустых полок в магазине быть не должно. Напротив, покупателю должно бросаться в глаза изобилие выбора. Он должен быть уверен, что у вас есть все, что ему потребуется. Не сейчас, так позже. Если на первоначальную закупку товара вы заложите 400-500 тысяч рублей – не ошибетесь. Сразу вложить деньги или договориться с поставщиками о рассрочках – тонкости, которые зависят от ваших талантов переговорщика и от умения ваших сотрудников.

Оценивая предложенную трату на закупку товара, имейте в виду, что наценка на товары для животных составляет от 30 до 200%, в зависимости от вида продукции. Средневзвешенная наценка – 40-45%.

Кадры и реклама

Магазин готов, товар вот-вот доставят. Нужен персонал. При найме сотрудников есть два варианта. Нанять управляющего, на которого будет возложена обязанность по подбору и найму персонала, либо заняться этим самостоятельно. И в том, и в другом случае необходимо помнить, что продавцы должны любить животных. Лучшим вариантом будет иметь в штате хотя бы одного продавца с ветеринарным образованием.

На полноценную работу магазина потребуется управляющий, кассир, двое продавцов, грузчик, бухгалтер, уборщица. Стоимость каждого разная, но в среднем один работник будет обходиться вам от 15 тысяч рублей, за исключением управляющего, который обойдется в два раза дороже. Если вы планируете установить график работы магазина «Без выходных и с 9-00 до 22-00», потребуется вторая смена продавцов и кассиров. Отсюда получается, что в месяц на ФЗП вам придется выделять 150-180 тысяч рублей.

На этапе открытия магазина придется потратиться на рекламу. Баннеры, листовки, объявления – что называется, «дешево и сердито». Тем не менее, это тоже деньги. Так что минус 30-50 тысяч рублей разово и потом постоянные вложения, размер которых будет зависеть от ваших успехов.

Сколько получилось?

Юридические и консалтинговые услуги – от 15 000 рублей
Аренда – 60 000 рублей в месяц.
Дизайн и ремонт помещения – от 150 000 рублей.
Торговое оборудование, мебель, оргтехника – от 200 000 рублей.
Товар – от 500 000 рублей.
Реклама – от 50 000 рублей.
Зарплата – от 180 000 рублей.
Охрана, коммуналка – 10-15 тысяч рублей.
Итого: от 1 200 000 рублей.

Ежемесячные траты (ФЗП, аренда, охрана, коммуналка, реклама) работающего магазина – около 250 тысяч рублей.

Нужно понимать, что это примерная сумма на открытие магазина с «нуля» до первого покупателя. Процесс ремонта и подготовки помещения может длиться не один месяц, а значит, вы уже тратите деньги на аренду помещения и на управляющего. Опять же вложения в товар гипотетические, ибо первую партию вы будете распродавать долго, а все дальнейшие поставки должны в идеале дольше недели не залеживаться, потому что, повторимся, чем больше вы продаете, тем больше зарабатываете.

Какой объем товарооборота позволит выйти на приемлемый уровень доходности? Вспоминаем среднюю наценку на товар – 40%. И… снижаем ее до пессимистических 25%. Получается, чтобы покрыть ежемесячные расходы магазина, мы должны продать товаров на миллион рублей (от 1 млн 25% как раз 250 тысяч рублей).

На заметку:
Даже не мечтайте в первый же месяц выйти на требуемые объемы продаж. В лучшем случае вы приблизитесь к желаемому через три-четыре месяца.

Все это время придется работать как папа Карло, зарабатывая себе доброе имя. Собственно, и потом делать это нужно будет постоянно, но первые полгода – самые тяжелые с моральной точки зрения. Будет казаться, что ничего не получается, что покупатели поголовно идиоты и не хотят брать качественный и дешевый товар, что продавцы, как те рыбки в аквариуме, умеют только пожрать-поспать-поглазеть вокруг... Крепитесь, считайте, анализируйте, экспериментируйте. Действуйте. И все получится! 

Кира Васильева