Бизнес план автомойки

Бизнес план автомойкиЕсть сферы предпринимательской деятельности, которые на первый взгляд кажутся непроходимыми для новичков в силу занятости ниш более сильными и узнаваемыми фирмами. Взять хотя бы топливный рынок: вроде все занято крупными сетями, но есть упорные и оптимистично настроенные бизнесмены, которые верят, что смогут конкурировать на этом рынке. Размер возможной прибыли таков, что многие готовы рискнуть. 

Конечно, мытьё машин в коммерческом плане не столь выгодный бизнес, да и сезонность спроса добавляет скептицизма в оценке перспектив. А уж присутствие крупных сетевых игроков и вовсе удручает. Но с учетом стабильно растущего количества потенциальных клиентов стоит поразмыслить: а не открыть ли нам автомойку?

«Разрешите, я их помою?»

Сразу оговоримся, что получение разрешительных документов на открытие стационарной автомойки – процесс настолько трудный и затратный, что впору печалиться о вводе цензуры в СМИ: ни одну цитату из высказываний тех, кто прошел эти круги ада, дословно привести нельзя.

Потребуется масса средств, как на официальные расходы, так и на неофициальную смазку заржавевших от жадности бюрократических механизмов. Ситуацию частично спасет лишь факт вашего кровного родства с мэром, главой управы или, в крайнем случае, силовым и очень влиятельным генералом. Частично – потому что это всего лишь поможет быстро выйти на нужных людей, чтобы поделиться с ними своими грандиозными планами. Если таковых родственников у вас нет, тогда ищите очень хорошего юриста, который за ваши деньги и при помощи них же протащит ваш проект в суровую реальность.

На этом этапе столько подводных камней и взаимных противоречий, что только предприниматель с духом воина не сдастся сразу же. Взять хотя бы тот факт, что уже при запросе в районную или городскую администрацию права на аренду земли под строительство автомойки от вас потребуют эскиз проекта. То есть деньги на разработку конкретного проекта под конкретное место придется потратить сразу же, без какой-либо гарантии, что выбранное вами место станет-таки вашим.

Конечно, есть типовые проекты. Но в любом случае даже эскиз типового проекта разработчики привязывают к геофизическим особенностям местности, к наличию и качеству инженерных сетей, к уже имеющимся на этой территории объектам (дома, АЗС, кафе, дороги и т.д.). Получится своего рода документ, доказывающий, что в данном месте можно строить указанный объект. Этот факт очень напоминает логическую нестыковку при регистрации юрлица: чтобы его зарегистрировать, необходимо иметь юридический адрес, а чтобы снять офис и получить юридический адрес, необходимо наличие юрлица.

Подобных неувязок в процессе получения разрешительной документации на открытие автомойки масса. Хотите изучить их лично? Добро пожаловать. Скажем только, что в некоторых случаях весь марафон согласования и одобрения документов может затянуться на год-другой, прецеденты имеются.

Замки воздушные и реальные

Но вот марафон окончен. «Документальный» этап вы прошли, имея на руках проект автомойки на четыре моечных поста, с помещениями для сотрудников и клиентов, с подъездными путями и парковкой для ожидающих. При этом предусмотрели возможность впоследствии пристроить к автомойке небольшое кафе и шиномонтажку. Такая конфигурация будущего предприятия сферы услуг вполне подходит для начинающего предпринимателя. Меньше постов на мойке – срок окупаемости увеличивается, больше – нецелесообразно по финансовым вложениям.

В среднем строительство подобного капитального объекта общей площадью в 200-250 кв.м. по каркасной технологии обойдется в 12-15 тысяч рублей за кв.м. То есть само здание встанет примерно в 3 000 000 рублей. Собственно строительство длится не более трёх месяцев.

Оборудование каждого моечного поста обойдется в 4-5 тысяч у.е. (моечный аппарат, пылевлагосос, компрессор, автофен и масса других приспособлений). Самостоятельно бегать и покупать каждое по отдельности не стоит. Много не сэкономите, а время гарантированно потратите. Лучше обратиться в специализированную фирму уже на этапе проектирования автомойки. Скидки, дополнительные гарантии, сервисное обслуживание и тому подобные «бонусы» порадуют ваш утомленный расходами бумажник.

Расходники, стеллажи и оборудование для складского помещения, мебель, телевизор, кофемашина, кулер для клиентской зоны, оргтехника и мебель в кабинет администратора – все это влетит опять же в копеечку, хотя и не такую круглую. По факту можно уложиться в 250-300 тысяч рублей. Можно на чем-то сэкономить, но как говорится, делать это нужно без фанатизма и с оглядкой на моральное удовлетворение ваших будущих клиентов. Потому что даже если машину клиента ваши работники вылизали до блеска и в качестве бонуса бесплатно ее отполировали, но он сам в это время томился на колченогой табуретке, то преданности от него ждать не приходится. Так что, потратив миллион, не стоит экономить червонец.

«Требуются автомойщики!»

Итак, все готово: помещение, техника, канцелярия. Настает этап подбора кадров. Сразу можно забыть о постоянном и дружном коллективе. Автомоечный бизнес (особенно в его малой форме) – не предел мечтаний молодых специалистов. Так что придется довольствоваться теми, кто и не скрывает временности присутствия на вашем предприятии. Спасает лишь то, что, по большому счету, для подобной работы асы не требуются. Обучение новичков проходит быстро и в дальнейшем нужно лишь следить за добросовестностью работников. Из самых ответственных мойщиков позднее назначите бригадиров и уже на них возложите обязанность контролировать процесс и качество работ.

Сколько мойщиков потребуется на четыре поста при круглосуточной работе? Как правило, на автомойках работают по графику «12 часов через сутки». На один пост нужен один человек в смену, получается, что по такому графику нам потребуется 12 человек мойщиков. Даже с учетом сезонности спроса на услуги автомоек, эти люди вам нужны, чтобы в пиковый сезон не пришлось набирать кого попало на авральные смены.

Также потребуется администратор, который будет общаться с клиентами от момента их прихода к вам до отъезда на отмытой до блеска машине. Он же будет контролировать денежные потоки, и учитывать расходники и потребность в них.
Бухгалтер, уборщик, охранник – все эти позиции можно передать на аутсорсинг. В любом случае, дешевле будет поставить тревожную кнопку, чем содержать в штате бойцов. С другой стороны, в ином «рабоче-крестьянском» районе города отсутствие медведеобразного охранника в помещении провоцирует не очень разумных клиентов на конфликт. Пока «мальчиков по вызову» дождешься – паре мойщиков может прилететь.

Хороший администратор стоит от 15 тысяч рублей в месяц, а их должно быть по количеству бригад – трое. В крайнем случае, можно ограничиться двумя администраторами, но в таком случае они будут пахать практически без выходных, что не повысит их мотивацию. Так что лучше считать все-таки троих – 45 тысяч рублей в месяц.

Каждый мойщик – это 10 тысяч рублей (бригадиру чуть больше) плюс 10% от личной выручки плюс возможные чаевые от довольного клиента (повсеместно применяемая схема). 12 мойщиков на 10 тысяч рублей = 120 тысяч рублей.
Аутсорсинговые позиции – от 15 тысяч рублей в месяц.

Итого только на ФЗП у вас будет уходить порядка 200 тысяч рублей. Если прибавить сюда стоимость аренды земли, содержание строения, коммунальные платежи, затраты на расходники, на периодическую санацию и техобслуживание оборудования, то ежемесячные расходы будут стремиться перевалить психологический барьер в полмиллиона рублей.

В общем, как потратить кучу денег мы определились, осталось только предположить, сколько наши вложения смогут принести.

Деньги счёт любят

По нормативу, на мойку легкового автомобиля уходит полчаса. С чисткой салона – 40 минут. Округлим до часа. За сутки один пост теоретически должен пропустить 24 автомобиля. Будем умеренными пессимистами и округлим до двадцати. Итого, за сутки наша мойка пропустит 80 автомобилей. Полагаете, количество завышено? Тогда подежурьте как-нибудь у конкурентов и посчитайте. Пока будем исходить из этих допущений. Средний чек на мойке – 350 рублей (отняв причитающееся мойщикам и опять-таки округлив, получим 300 рублей с автомобиля). За сутки выходит 24 тысячи рублей, в месяц 720 тысяч рублей. После уплаты всех налогов остается порядка 650 тысяч рублей. Минус постоянные и оперативные расходы остается чистая прибыль – 150-200 тысяч рублей.

Вложив официально в проект 4-5 миллионов рублей (неофициальные расходы трудно прогнозируемы и могут достигать 100% от задокументированных), мы отобьем вложенные средства примерно за два года, что вполне можно назвать быстрой окупаемостью. Если же в процессе вы будете планомерно расширяться, как и задумывалось изначально, то обороты вполне можно увеличить, наличие дополнительных услуг всегда приветствуются клиентами.

Некоторые предлагают не тратить такую значительную сумму на стационарную автомойку, намекая, что сейчас есть масса предложений по мобильным мойкам. Есть, и весьма неплохие. На любое количество постов по вашему желанию, с любым оборудованием, с юридическим сопровождением. Проблема лишь в их стоимости. При всей своей «мобильности» та же самая автомойка на 4 поста с получением разрешения у администрации города, с подключением к инженерным и электросетям обойдется в ту же сумму, но уже без варианта расширения.

Есть мобильные мойки, которые декларируются как «полностью автономные». В них свои резервуары с водой, септики, дизельный генератор. Но расходы на «автономность» по факту превысят обычные коммунальные платежи стационарной и «зависимой» автомойки.

Впрочем, если есть необходимость быстро поставить автомойку в небольшом населенном пункте или же запланировано одномоментно открыть сразу несколько моек под одним брендом в разных районах города, тогда такие варианты стоят внимания.

Этот бизнес, как и прочие, при грамотном подходе вполне доходен. Нужно лишь понять для себя – в достаточной ли мере вы «воин», чтобы ступить на эту тропу и завоевать право на место под солнцем в этой сфере деятельности.

Кира Васильева