Бизнес план магазина подарков

Бизнес план магазина подарков
Выбранный с любовью подарок узнается сразу
по стремлению угадать вкус адресата, по
оригинальности замысла,
по самой манере преподносить подарок.

Андре Моруа


Сколько раз в канун праздника вы бегали по всему городу в поисках приличного подарка для дорогого вам человека? Сколько раз чертыхались, не находя то, что требуется? А сколько денег вы заплатили за упаковку подарков и украшения их бантиками? Достаточно много, чтобы задуматься об открытии собственного магазина подарков?


Всяк дар в строку

Времена, когда лучшим подарком была книга, увы, прошли. Как, собственно, уходит и традиция ограничиваться скромным конвертиком с некоторой суммой денег по принципу «пусть уж на свой вкус подарок выберет». Сейчас в тренде – оригинальность. Как отмечают специалисты, рынок подарков растет на 15-20% в год. Цены на презенты тоже не стоят на месте и, реагируя на растущий спрос, показывают неплохие показатели роста – 10-15% по сравнению с прошлым годом. При этом ниша, заметьте, все еще относительно свободна. Поэтому предлагаем рассмотреть возможность занять в ней свое место. По сути, ничего сложного в этом нет: в конце концов, магазин подарков – это всего лишь обычный магазин с узкой специализацией.

При стабильном и постоянном спросе рынок подарков отличается резкими сезонными скачками потребительского спроса. В Новый год и Рождество население одолевает прямо таки маниакальное желание потратить все имеющиеся средства на подарки. А ведь есть ещё 14 и 23 февраля, 8 марта – глобальные праздники, которые выкачивают деньги из бумажников россиян со скоростью реактивного пылесоса. А граждане и рады этому. Отличительная черта магазина подарков – радостный клиент. Ему приятно делать такую покупку. И в радости своей покупатель готов покупать более дорогие вещи, чем мог бы себе позволить, будь он в здравом уме и твердой памяти, а не под влиянием ожидания праздника.

Где-то здесь подарки продают!

Предварительно придется проделать немалую «изыскательскую» работу, посетить массу магазинов, магазинчиков и отделов, занимающихся продажей подарков. Цель подобных исследований проста: узнать хотя бы в общих чертах, сколько у вас конкурентов, как и где они работают. И уже затем определиться с местом базирования будущего магазина, главное требование к которому – большая, просто огромная проходимость. Магазин подарков никоим образом не может работать в стиле «магазин у дома». Нужен постоянный поток потенциальных клиентов, которые часто делают спонтанные покупки. Необходимо быть на виду, чтобы при удобном случае покупателя озарило: «А ведь где-то здесь подарки продают!». Вспомните, как вы сами ищете подарки – и вы поймёте, где и как поставить свой магазин.

Оптимальный вариант – торговая точка с отдельным входом в местах транзита «человекопотока»: на оживленном перекрестке или маршрутном узле. Это может быть помещение в доме или павильон на остановке, главное – большой поток людей, у которых достаточно свободного времени, чтобы заглянуть к вам на огонек.

Идеальным вариантом на начальном этапе будет небольшой магазинчик в торговом центре. Цены за «квадрат» там повыше, но это с лихвой компенсируется потоком потенциальных клиентов, который генерирует центр. Разумеется, площадь необходимо арендовать на первом этаже и на основных «аллеях». Другие этажи, а также тупики отрицательно скажутся на товарообороте.

Снять отдельное помещение в популярном ТРЦ – задача не из простых и не из дешевых. На небольшие площади выстраиваются очереди, а огромная территория и звание «якорный арендатор» вам пока без надобности. Так что, если вы столкнулись с отсутствием свободных мест в приглянувшемся вам ТРЦ, попробуйте договориться с менеджерами об «острове». Единственное, что можно в этом случае порекомендовать – пристенный «остров». Так вы сможете с большей нагрузкой использовать арендованную площадь за счет высоты торгового оборудования. Ведь возле стены можно поставить стеллаж и трехметровой высоты, а вот посреди «аллеи» такое невозможно.

На первом этапе будет достаточно и 20 кв.м. Этого пространства при грамотном планировании оборудования вполне хватит, чтобы выставить и показать во всей красе вполне приличный ассортимент товара, а также предложить покупателю дополнительные услуги, например, упаковку покупки. Стоимость аренды в торговых центрах варьируется. В крупных «нестоличных» городах цена вопроса – 600-800 рублей за квадратный метр без учета коммунальных расходов, то есть месяц аренды «острова» будет стоить порядка 16 тысяч рублей.

Торговое оборудование на такую площадь будет стоить около 150 тысяч рублей. Не забудьте расходы по его монтажу, а это, как правило, 10% от стоимости оборудования. Также понадобятся компьютер с программами учета, кассовый аппарат, сейф – это ещё около 50 тысяч рублей. Учтите расходы на визуальное оформление магазина, ведь нужно придумать название, сделать вывеску. При этом помните: люди должны с первого взгляда понимать, о чем идет речь. Так или иначе, только на подготовку места для товаров вы потратите не меньше 250 тысяч рублей. К ним сразу прибавьте годовую стоимость аренды – 200 тысяч рублей. И вот уже расходы составили 450 тысяч.

Дорог ли подарок?

Теперь на ваш «остров подарков» требуется завезти товар. И тут предстоит немало потрудиться, чтобы определить основной массив предложения. По оценкам специалистов, спрос покупателей можно разбить на три ценовых сегмента: подарки до 500 рублей – 30%, до 1500 рублей – 50%, свыше 1500 рублей – 20%. Исходя из этих показателей, можно формировать ассортимент.

Делать вложения в дорогостоящие «VIP-подарки» на начальном этапе не рекомендуется: деньги в таком товаре будут долго лежать мертвым грузом. Равно как не стоит ориентироваться лишь на низший ценовой сегмент – студенты вас будут любить, а вот уже состоявшиеся граждане с более пухлыми бумажниками отнесутся снисходительно, точнее – прохладно.

Сразу выстраивайте жесткую рабочую схему логистики, в противном случае в один не самый прекрасный момент можете оказаться без необходимого товара. Имейте запасные варианты, дублирующих поставщиков, будьте готовы сами выехать за тридевять земель за кофейной кружкой с заячьими ушами. И вообще будьте готовы ко всему. Например, к тому, что озвученный некоторыми рыночными специалистами размер наценки на подарочный товар может разительно отличаться от местных реалий. Если в столичных городах наценка в среднем может достигать 50-60%, то вот в городках поменьше эти цифры можно смело делить надвое. В общем, все относительно.

В любом случае, на закупку первой партии подарков придётся потратить не меньше 200 тысяч рублей. Что-то продадите сразу, практически не успев выставить на витрину, а что-то пролежит и больше недели. Со временем вы научитесь правильно выстраивать схемы товарооборота, что позволит увеличивать его объёмы.

«От нашего дружного коллектива!»

Ассортимент сформирован, есть подарки, которые ждут своих покупателей. Осталось только определить, кто будет работать.

Часто владельцы подобных магазинчиков в целях экономии сами встают за прилавок. Плохая идея. Работать с покупателями, общаться с ними, узнавать потребности – хорошо, но не ради экономии. Фактически, «на дистанции» это будет приносить убытки. Вы должны быть в курсе того, как работает магазин, что требуется для улучшения сервиса и предложения, но вы не должны быть привязаны к нему чугунной цепью недоверия и скопидомства. Необходимо быть свободным для поиска новых идей, новых товаров, быть готовым к работе по открытию новых точек сбыта. Обо всем этом можно будет сразу же забыть, если вы будете изо дня в день стоять за прилавком лично. Вас просто съест рутина. Так что потратиться на хороший персонал в достаточном количестве – тоже своего рода экономия. С прицелом на будущее.

На первом этапе вам хватит двух продавцов, которые будут работать посменно. Каждый обойдется в 15 тысяч рублей в месяц. Без бухгалтера даже на первом этапе не обойтись, но можно воспользоваться услугами сторонней организации – от 5 тысяч рублей. Можно нанять собственного профессионала, который будет контролировать все финансовые вопросы, начиная с инкассации выручки до отчетности в УФНС – от 15 тысяч рублей. Нужен вам управляющий или вы сами будете справляться – решать вам. Если подумываете о наемном сотруднике (пусть даже и из числа многочисленных родственников) – будьте готовы потратить от 20 тысяч рублей в месяц. Что радует, так это большой плюс аренды небольших площадей в крупных ТЦ: расходы на уборку и охрану ложатся на плечи арендодателя. В целом фонд оплаты труда на начальном этапе не превысит 50 тысяч рублей.

Итого: оперативные месячные расходы (ФЗП, аренда, коммунальные платежи) составят порядка 80 тысяч рублей. Не считая расходов на пополнение товарного запаса, размер которых напрямую связан с размерами и скоростью товарооборота.

Счастлив даритель…

Можно ли на «острове подарков» заработать больше 80 тысяч рублей, чтобы не только покрыть расходы, но и заработать на жизнь и развитие бизнеса? Давайте посмотрим на теоретические раскладки, мнения специалистов и сопоставим все это с собственным восприятием реальности.

Как отмечено выше, наценка на товар в этом бизнесе достигает 50-60%. И мы уже провели некую черту, над которой эти цифры имеют право на существование и под которой требуют значительной коррекции. Остановимся на втором варианте.

Получается, что ежемесячная выручка, покрывающая оперативные расходы и расходы на запас товара, должна составлять примерно 400 тысяч рублей. Если магазин работает без выходных, это 13-14 тысяч рублей выручки в день. Много или мало? Средний чек магазина подарков (чем больше город, тем выше чек) – 500 рублей. То есть в день у вас должно быть около 30 покупателей. Это не так уж много с учетом месторасположения магазина и предлагаемого товара. Дополнительные услуги, быстрое реагирование на потребительский спрос, точный прогноз по продажам – все это будет увеличивать выручку.

Из этого следует, что торговля подарками – бизнес с малым объемом инвестиций и коротким сроком окупаемости, что не может не радовать. Предприятие ничего не производит, но создает дополнительные рабочие места, обеспечивает налоговые отчисления (размер которых напрямую зависит от профессионализма бухгалтера). При тщательном изначальном планировании проекта количество пунктов продаж впоследствии можно быстро наращивать. Главное – быть свободным для этого и помнить: вы торгуете в первую очередь праздничным настроением.

Кира Васильева