Бизнес план цветочного магазина

Бизнес план цветочного магазинаВы никогда не задумывались, сколько зарабатывают продавцы цветов в «горячие» дни? А таких дней в году достаточно много: 14 февраля, 8 марта, Пасха, 9 мая, 1 сентября… Не считая «свадебных» пятниц, а они все – свадебные. Судя по росту цен на этот хрупкий товар и количеству людей, бегающих по городу с букетами наперевес, в цветочном бизнесе недостатка клиентов нет. И почему бы не попробовать заняться этим красивым видом предпринимательства?

По большому счету, ни один праздник не обходится без цветов. Разница лишь в их количестве и качестве. Если любимому человеку на праздник каждый старается подарить большой и красивый букет, то отдариваясь от коллег по работе, многие стараются не отщипнуть от личного бюджета лишнего. Мужчинам цветы дарить в России как-то не очень принято, зато женщины получают их по любому поводу. Опять же практически каждый день в году – чей-то день рождения. Даже в городке с населением 36 тысяч человек каждый день – около сотни «новорожденных».

Спрос на цветы был, есть и всегда будет. Причем спрос такой, что, по оценкам специалистов, годовой оборот рынка цветов в стране – 1,3-1,5 млрд долларов в год. Почти треть этого оборота приходится на Москву, остальное делят регионы. Неплохой такой пирог, и вполне по зубам многим, кто готов вкладывать деньги и трудиться.

Поля или полянки?

Для начала надо определиться, какой формат торговли цветами ближе вам и вашему бюджету. А именно: будете ли вы торговать только срезанными цветами, добавите в ассортимент горшечные растения или предоставите покупателям и то, и другое, да еще и сдобрите всё это услугами флористов?

Хорошо, если у вас есть знакомые, занимающиеся именно этим видом бизнеса и уже протоптавшие тропинки на европейские цветочные аукционы. И уж совсем хорошо, если они готовы помогать вам в ваших начинаниях. Тогда вполне резонно замахиваться на цветочный салон со всевозможными услугами и редкими видами растений. Однако не у всякого найдется среди знакомых даже обычный продавец цветов, не говоря уже об «экспертазх», а значит, азы премудростей цветочной торговли придется постигать самостоятельно. И чтобы не набить слишком уж болезненных шишек в процессе набирания опыта, ограничьтесь на начальном этапе продажей букетов и срезанных цветов в небольшом магазине или павильоне.

Период «бутонов»

Для занятия предпринимательством потребуется юридическое обоснование. У каждой юридической формы существования предпринимателя есть свои плюсы и минусы, абстрактные советы давать в этом случае бесполезно, так что ООО или ИП – выбирайте сами в соответствии со своими возможностями и предпочтениями.

Лицензия на этот вид бизнеса не требуется, главное, чтобы был открыт код ОКВЭД на розничную и оптовую торговлю цветами. Правда, если вы захотите лично участвовать в торгах на цветочном аукционе в той же Голландии, придётся иметь отношения со многими официальными структурами страны: таможня, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. Последний очень придирчиво интересуется наличием фитосанитарного сертификата у всех, кто пытается ввезти растения в страну. А Голландия этот сертификат, кстати, не выдаёт.

Конечно, со временем, когда ваш бизнес приобретет масштабы регионального оператора рынка, вы лично познаете все тонкости экспорта-импорта растений. А пока будем довольствоваться местными оптовыми фирмами, которых в каждом городе огромное количество, как и местных производителей. Впрочем, не стоит надеяться только на местную продукцию – климат, увы, не тот. Единственный регион, где многие цветы чувствуют себя относительно комфортно без огромных капиталовложений в обогрев теплиц, – Карачаево-Черкесия. Всем остальным звание «столица цветов» не грозит. Потому торговать придется в основном импортным товаром.

Помещение

Для торговли потребуется место – павильон или торговое помещение в здании. Вопрос: что выгоднее? Стоимость аренды павильона достаточно высока – 300-500 рублей за кв. м – да и возможности ограничены, так что имеет смысл сразу задумываться о большем.

Покупка торговой точки влетит в немалую копеечку. Если исходить из средней стоимости квадратного метра действующего павильона – 25-30 тысяч рублей, то павильон площадью в 30 кв. м обойдется почти в миллион. Причем земля, на которой стоит сооружение, будет находиться в муниципальной аренде.

Бизнес план цветочного магазина


Если пытаться ставить павильон «с нуля», размер затрат все равно будет стремиться к неприятному в своей округлости числу денежных знаков. Один квадратный метр павильона у изготовителей обойдется в 10 тысяч рублей. Вы потратите массу времени и денег на получения разрешения в муниципалитете на установку павильона…И если у вас нет хороших знакомых в районных администрациях, которые придадут вашим просьбам приличное ускорение к светлому будущему, то лучше и не связываться с самим процессом – сбережете нервы, деньги и время.

Оптимальный вариант – аренда помещения в жилом или офисном здании. Цена высока, но наличие инженерных коммуникаций решает: для цветочного бизнеса наличие воды и электричества критично. Трудно будет подобрать место с высокой проходимостью, возможностью припарковать автомобили и адекватной стоимостью аренды. Но кто ищет, тот всегда найдет. В конце концов, вы собираетесь заниматься бизнесом не один месяц, при этом имеете в планах дальнейшее расширение своего предприятия.

Как вариант подойдет однокомнатная квартира площадью 35 кв. м, переведенная в нежилое. Двушка, конечно, еще лучше, но она и дороже. Аренда готового помещения обойдется в 25-30 тысяч рублей в месяц. В нем разместятся торговый зал, небольшой склад и кабинет для директора-бухгалтера.

* * *

Ремонт делать не обязательно (при условии, что помещение выглядит прилично), потому что цветы сами по себе украшают интерьер. Так что никто не будет разглядывать стены магазина, все внимание покупателей будет уделяться растениям. Это не значит, конечно, что стены могут быть выкрашены серо-буро-малиновой масляной краской. Лучше всего, если будут преобладать светлые оттенки как стен, так потолков. На таком фоне цветы не затеряются.

А вот во что потребуется вложиться, так это в оборудование и яркую вывеску. Понадобятся высокие стеллажи, большие вазоны, светильники, холодильные лари, кондиционеры. Цветы необходимо хранить при температуре 4-6 градусов. Тем, что выставлены в вазонах, нужна температура не выше 16 градусов. В противном случае скорость увядания вашего товара будет намного превышать скорость его продажи. А увядший цветок – невосполнимый минус из бюджета. Поэтому не пытайтесь сэкономить на охлаждении. Пара холодильных ларей и пара кондиционеров с установкой обойдутся примерно в 80-100 тысяч рублей. Стеллажи, вазоны, светильники, инструмент, мебель будут стоить порядка 100 тысяч рублей. Внешнее эффектное оформление магазина (разработка дизайна, изготовление и монтаж) – примерно столько же.

Кадровый вопрос

Будете ли вы лично управлять своим магазином или наймёте директора, в любом случае без персонала не обойтись. Для нормальной работы потребуются два продавца, работающие посменно (по 15 тысяч рублей в месяц), бухгалтер (от 15 тысяч рублей), уборщица (5 тысяч рублей), экспедитор (от 15 тысяч рублей). Впрочем, от услуг последнего на начальном этапе можно отказаться, потому что первые партии цветов придется закупать лично, скрупулезно изучая каждый лепесток и бутон. Пока партии будут небольшими, это будет достаточно легко делать. Через некоторое время вы подберёте поставщиков, которые не пытаются «впарить» клееные розы и крашеные хризантемы. А дальше придётся надеяться на их чистоплотность в ведении дел. В любом случае, в цветочном бизнесе такие совковые понятия, как «утруска и усушка», вполне ещё живы. Иногда процент «усушенного» может достигать десятой части всей партии. Поэтому контроль на каждом этапе закупки товара должен быть неусыпным. Иначе будете подсчитывать убытки.

Бизнес план цветочного магазина


После комплектования штата наступает пора закупать первую партию цветов и растений и аксессуаров к ним. А это упаковочная бумага и плёнка, бантики и ленты, бабочки-прищепки и жуки-наклейки, мелкие сувениры и открытки. В общем, всё, чем принято украшать букеты.

Делая первые закупки, постарайтесь приобрести только то, что точно пользуется спросом. А что именно пользуется стабильным спросом, можно узнать, изучив ассортимент любого приличного цветочного магазина в городе. Покупать сразу несколько сотен роз тоже не рекомендуется. Лучше несколько раз на дню съездить и докупить недостающее, чем нервничать, видя, как цветы теряют товарный вид.

Вообще, первые пару месяцев работы магазина вам придется только и делать, что нервничать по разным поводам. Уважительным и не очень. Крепитесь, набирайтесь терпения и учитесь.

Цветочки и «ягодки»

Есть магазин с хорошим потоком посетителей, которые со временем станут постоянными покупателями; есть приветливый и услужливый персонал, мало-мальски разбирающийся в цветах и композициях из них; расставлены пользующиеся спросом цветы и сопутствующие товары. Мы потратили деньги. И достаточно много. Разовые вложения (аренда, оборудование, вывеска, первая партия товара) составили порядка 500 тысяч рублей. Ежемесячные траты (аренда, ФЗП, коммуналка, охрана) – 60 тысяч рублей. Как быстро их можно отбить? Давайте считать.

Средняя торговая наценка на цветы и растения – 70-100%. Наценка на сопутствующие товары и сувениры колеблется в том же диапазоне. В праздничные дни наценка может достигать 300%. В такие ажиотажные дни цветочные магазины могут сделать десятую часть своего годового оборота. Нужно лишь грамотно сформировать товарный запас и ассортимент, и выставить на рабочие места весь персонал, чтобы успеть обслужить всех жаждущих.

Если быть пессимистом и исходить из размера торговой наценки в 50%, то для того, чтобы покрыть ежемесячные постоянные расходы, потребуется продавать товаров на 120 тысяч рублей. При средней стоимости одного букета 1000 рублей это не так уж много, по четыре букета в день. А люди покупают цветы много чаще.

Думается, продать такое количество цветов под силу любому человеку, который любит своё дело и готов улыбаться не только покупателю, который приобретает «миллион алых роз», но и тому, кто может себе позволить лишь одну чайную розу. Людям нравится, когда их любят не за толщину их кошелька, а просто так…

Кира Васильева