Бизнес план автосервиса

Бизнес план автосервисаПо данным агентства «Автостат», российский автопарк к концу 2012 года насчитывал 36,9 млн легковых автомобилей. Ежегодный прирост – 5-7%. Каждая третья машина на наших дорогах – Lada (37% или 13,67 млн автомобилей). Второе место по распространенности занимает Toyota (3,1 млн). Третью ступень пьедестала народной любви занимает еще один японец – Nissan, их по России ездит порядка 1,5 млн штук. 

Если посмотреть на ряд наших предыдущих бизнес-планов, то можно увидеть, что мы уже обращали внимание на виды предпринимательской деятельности связанных с автоделом: рассматривали варианты открытия автомойки, автостоянки и шиномонтажной мастерской. По большому счету, осталось прикинуть свои силы и возможности для открытия автосервиса, где при таком обилии потенциальных клиентов никогда не останешься без работы.

В первую очередь стоит продумать, на какой технике вы будете специализироваться. Именно для этого мы и привели в самом начале краткую статистическую справку по количеству автомобилей и по предпочтениям наших соотечественников. Из которых следует вывод: сделав упор на ремонт отечественного и японского автотранспорта, вы не прогадаете. Единственная поправка – японская составляющая в вашем бизнесе будет зависеть от того, с какой стороны Урала вы живете.

Конечно, если вы чудесным образом уже обладаете контрактами и договорами, дающими право называть свое предприятие авторизованным сервисным центром одного из всемирно известных автомобильных брендов, то желаем всяческих успехов – и только. Дополнительные советчики вам ни к чему, коль скоро у вас такие хорошие отношения с автовендорами. Остальных же можно успокоить: работы хватит всем желающим, и не факт, что работа с владельцами люксовых автомобильных брендов будет так уж хороша, как может представиться на первый взгляд. Везде свои плюсы и минусы.

Юридические вопросы

Есть огромное количество людей, которые только и ждут, чтобы стать вашими клиентами, есть желание приносить людям радость, и есть определенная сумма денег, которые вы готовы вложить в свое автодело. С чего начать?

Разумеется, с документального подтверждения своих полномочий – ИП или ООО. Юристы и бухгалтеры с радостью вам подскажут что лучше: знакомые бесплатно, незнакомые – за небольшую «денежку». Причем качество ответа специалиста, как правило, не зависит от степени вашего родства с ним. Обязательное лицензирование этого вида деятельности отменили, а получение сертификата соответствия ГОСТу - дело добровольное.

Помещение

Строить, арендовать или покупать?

Строить отдельно стоящее здание для автосервиса очень накладно, как в финансовом плане, так и в плане прохождения всех бюрократических порогов. Если вы не обладаете железными нервами рафтера-экстремала, то рекомендуем пока оставить эту идею. Возможно, в будущем вы еще вернетесь к ней, когда наберетесь опыта, клиентуры и оборотов.

Бизнес план автосервиса


Покупать готовый бизнес? Есть на рынке неплохие, казалось бы, предложения. Но скептически настроенный человек, видя предложение типа «Продам бизнес за десять рублей, ежемесячная прибыль – 100 рублей» сразу задается вопросом: где подвох? И если дело продает не ваш хороший приятель по причине переезда на ПМЖ в теплые страны, то прежде, чем купить такое дело, необходимо семь раз отмерить. Потом отмерить еще семь раз и… не купить. При всей цивилизованности нашей страны, есть такие сферы деятельности, где криминогенная обстановка напоминает времена лихих 90-х, разве что стрелять стали поменьше. А уж автодело всегда славилось крутостью нравов, в нем царящих. Так что хорошенько подумайте.


Ну, вот. Скепсиса нагнали, и выходит, что для начала лучше использовать арендованное помещение.

Каким оно должно быть?

В первую очередь, вы должны определиться с видами услуг, которые будете оказывать автомобилистам. На первых порах желательно ограничиться несколькими ключевыми позициями. Например: диагностика, регулярные работы по заменам расходников и масел; установка сигнализаций, магнитол и прочего дополнительного оборудования; установка обвесов и пластиковых деталей; ремонт ходовой части и ремонт двигателя. В список можно добавить шиномонтаж и балансировку. Брать на себя обязательства по кузовным и лакокрасочным работам сразу не стоит. Оборудование для таких работ стоит достаточно дорого, а найти отличных специалистов, которые «сделают кассу», очень сложно.

Оптимальный вариант для автосервиса на три-четыре поста с подобным перечнем услуг – теплый бокс на 100-150 кв. м с несколькими въездами и смотровыми ямами. В противном случае придется покупать подъемники. Впрочем, хотя бы один подъемник в сервисе все равно должен быть. Необходимы также хорошие подъездные пути и просторная парковка. И все это должно быть в непосредственной близости от магистралей. Ваш автосервис должен практически ежедневно бросаться в глаза проезжающим мимо автомобилистам, чтобы у них на уровне подсознания отложилось его местоположение. Если с дороги сервис не видно, не поскупитесь на наружную рекламу – вывески, указатели, штендеры. Ведите к себе своих будущих клиентов практически на коротком поводке.

Бизнес план автосервиса


Стоимость аренды одного «квадрата» подобного помещения в приличном состоянии, с высокими потолками, наличием водопровода, канализации и электросети напряжением 380 вольт в разных городах разнится, но в целом находится в пределах 300-400 рублей за метр. То есть на аренду вы будете тратить 30-40 тысяч рублей в месяц.


Оборудование

Теперь предстоит потратиться на закупку оборудования и его монтаж. Сразу оговоримся, что не будем рассматривать вариант «дешево и сердито», когда все необходимое собирается по «автозакоулкам». Причина проста: достаточно много сложного оборудования, качественную установку которого могут сделать только специалисты. Те же автоподъемник, неправильно смонтированные или неправильно настроенные стенды диагностики и схода-развала могут стать причиной больших неприятностей. И хорошо, если они ограничатся лишь финансовыми потерями.

Так что наш совет – обращайтесь в специализированные центры по продажам и обслуживанию гаражного оборудования. Скидки, гарантийное и постгарантийное обслуживание – в целом понятно. Не пытайтесь сэкономить на оборудовании, посоветуйтесь со специалистами. И если они говорят, что не стоит брать тот или иной стенд диагностики, лучше сейчас их послушать, чем потом метаться в попытке реанимировать «некондицию». А вышедший из строя стенд диагностики застопорит работу практически всего автосервиса. Обращение к специалистам также поможет не упустить какие-нибудь мелочи при закупке оборудования и расходников.

Единственное, о чем можно смело говорить, – полный комплект оборудования и его монтаж влетит вам в круглую копеечку. Очень круглую. Один только приличного качества стенд диагностики стоит порядка 500-600 тысяч рублей, подъемники – от 50 тысяч рублей, инструментальные тележки – от 50 тысяч рублей. По оценкам специалистов, оснащение сервиса на три-четыре поста, включая пост электрика, монтаж вентиляции и прочие инженерные работы, обойдутся начинающему предпринимателю в 2-2,5 млн рублей. Разумеется, речь идет не об автосервисе типа «в гараже у Егорыча».


Вместе с закупкой и монтажом всего необходимого стоит позаботиться и о заключении договоров на вывоз и утилизацию мусора и токсичных отходов. Отработанное масло вам никто не позволит сливать в канализацию. Впрочем, часто «отработку» готовы забирать бесплатно и самостоятельно некоторые предприятия. Например, кирпичные заводы берут масло для топки своих печей. Так что стоит поинтересоваться, вдруг и у вас получится создать практически безотходное производство.

Также понадобится договор об охране. Вообще, как советуют специалисты, все рабочее пространство неплохо бы поставить под видеонаблюдение. И в целях безопасности, и для присмотра за персоналом. Затраты будут сравнительно небольшими.

Штат

У вас есть все для работы, но пока некому работать. Персонал – главная головная боль всех автосервисов. Точнее, именно профессиональный и адекватный в поведении и своих запросах и притязаниях персонал. Чтобы найти хорошего электрика или слесаря, нужен немалый фарт. А если такой нашелся, необходимо приложить массу усилий, чтобы удержать его у себя в команде. Если для работ «на подхвате» подойдут выпускники автотехникумов или училищ, то вот для точных работ потребуются состоявшиеся специалисты, которые, кстати, зачастую приводят на свое новое место работы старых клиентов.

Бизнес план автосервиса


Вариантов поиска множество. Личные знакомства, объявления, кадровые агентства, «охота за головами». И тут мы можем только пожелать вам удачи в поисках. Средняя зарплата автослесаря – 20-25 тысяч рублей. Автоэлектрик и диагност – примерно столько же. Для работы вам понадобятся три «спеца» и пара «мальчишек». В среднем каждый обойдется в 20 тысяч рублей в месяц. То есть к 30 тысячам рублей арендной платы и 20 тысячам на коммунальные платежи смело прибавляйте ежемесячные траты на зарплату персоналу еще 100 тысяч рублей. Впрочем, для разных регионов сумма будет, само собой, отличаться, иногда – значительно.


Расходы и доходы

Статьи расходов множатся, конечная сумма затрат катастрофически пухнет и грозит перевалить за психологический барьер 100 тысяч долларов. Как быстро можно вернуть вложенное и можно ли вообще это сделать?

И тут возникают сложности. Есть средние расценки на услуги, предоставляемые автосервисом, есть регламент проведения работ, есть статистические показатели работы того или иного специалиста. Исходя из всего этого, можно смело набросать ряд показателей и графиков, вроде бы доказывающих высокую рентабельность бизнеса и его скорую окупаемость. Но все достаточно субъективно и зависит от множества факторов.

В любом случае, есть наблюдения специалистов, что один мастер за рабочий день может полноценно поработать в среднем не более чем с тремя автомобилями. Оптимальная загрузка четырех постов сервиса – 12-15 автомобилей за рабочий день. При этом средний чек за заказ составляет 1,5-2 тысячи рублей. Средняя продолжительность ремонта одного автомобиля – 3 часа.

Получается, что при загрузке в 10 автомобилей за смену ваш автосервис будет зарабатывать 15-20 тысяч рублей в день. В месяц около 500 тысяч рублей. И если из них вычесть оперативные и постоянные расходы, то для налогообложения остается примерно 300 тысяч рублей.

В общем, как мы видим, статистика весьма серьезно намекает нам на необходимость заняться этим видом предпринимательской деятельности. И даже если мы в силу своего природного скептицизма «урежем» гипотетические обороты нашего предприятия вдвое, то цифры все равно будут продолжать улыбаться нам и обещать окупаемость на уровне 1,5-2 лет.

И тут уже вам решать – верить и сразу затеваться с открытием автосервиса, или потратить больше времени на теоретические изыскания и исследования рынка и его подводных камней. Так или иначе, для тех, кто умеет и готов работать: автосервис – не самое плохое вложение средств.

Кира ВАСИЛЬЕВА